LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Проект нового антитабачного закона не имеет никакого отношения к борьбе с курением


0

2

Как-то один экс-министр здравоохранения признался, что официально декларируемые цели медицинского ведомства всегда максимально удалены от действительных устремлений тамошних чиновников. Очередным подтверждением этой закономерности стал новый проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

В апреле 2008 года Россия, присоединившись к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с курением, взяла на себя обязательства по внесению изменений в законодательные акты, касающиеся регулирования оборота и потребления табачных изделий. С тех пор наша страна заметно продвинулась в этом вопросе. И хотя на сегодня основным документом является закон «Об ограничении употребления табака» от 2001 года, принятые за истекший со времени присоединения к конвенции ВОЗ меры не только полностью соответствуют предусмотренным ею требованиям, но и заметны любому непредвзятому наблюдателю.

Так, в соответствии со взятыми на себя Российской Федерацией обязательствами приведен в соответствие требованиям ВОЗ внешний вид сигаретных пачек — они снабжены крупными предупреждающими надписями, не оставляющими сомнений в пагубе курения для здоровья как самого курящего, так и его окружения. На очереди — полный запрет рекламы сигарет и всех видов спонсорства табачных компаний, способствующих продвижению их продукции. По условиям присоединения к конвенции, на переходный период нашим законодателям выделено пять лет.

Тем не менее они с энтузиазмом принялись перевыполнять поставленные задачи. До сих пор самой жесткой из такого рода попыток считался законопроект группы депутатов под руководством Ольги Борзовой и Николая Герасименко. Который, правда, не прошел даже первого чтения в связи с отрицательными отзывами Минпромторга и Минэкономразвития.

Новый законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», внесенный от имени не просто группы депутатов, а Минздравсоцразвития, оказался куда более радикальным. Если не сказать провокационным. Потому что ни один из даже самых сдержанных комментаторов не смог увидеть в нем ни следа декларированной в названии заботы о здоровье населения. Зато мог обнаружить такой букет откровенно нелепых по сути и форме запретительных мер, что удержаться от их эмоциональной критики было непросто.

Сердишься, значит, ты не прав?

Создается впечатление, что именно на излишне эмоциональную реакцию оппонентов, сводящую на нет их логику и правоту, по сути, рассчитывали те, кто готовил законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Мало того что закон одним махом должен запретить курение во всех помещениях и транспортных средствах, кроме приватных, он еще содержит такого рода откровенно абсурдные идеи, как защита от табачного дыма «подопечных» ГУИНа или тщательно прописанная процедура оборудования мест для курения в подъездах. Читая такие перлы, трудно удержать себя в руках и не усомниться публично в умственных способностях авторов документа. На что, очевидно, они и рассчитывают. Ругань не самый доказательный аргумент, ведь она всегда оставляет возможность свести все к бессмертному «сам дурак».

Такого рода «психологизмы», конечно, не в стиле нынешнего руководства Минздравсоцразвития. Но ведь широко известно и до сих пор никем еще не опровергнуто, что идейным вдохновителем инициативы является не имеющий отношения к этому ведомству председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Надо полагать, что у этого господина, тесно связанного с фондом американского медиамагната Блумберга, нашлись пиарщики, подсказавшие ему такой ход.

Принимая это во внимание, самым разумным будет не соглашаться на предложенные правила игры, а без гнева и пристрастия прояснить отсутствие какого бы то ни было отношения предлагаемого законопроекта к защите здоровья населения. И разобраться, кому выгодна откровенно избыточно запретительная тональность этой законодательной инициативы.

Начнем с защиты здоровья. Из анализа текста документа никоим образом не следует, что он предполагает какие-либо дополнительные усилия по медико-социальной помощи в избавлении наших сограждан от этой привычки. А ведь то, что таковая необходима, — аксиома. Медицинский факт, который с одобрения Минздравсоцразвития размещен в виде предупреждения на миллионах сигаретных упаковок. «Курение вызывает сильную зависимость, чтобы избавиться от нее, обратитесь к врачу», — взывают эти надписи. Но ни одной внятной, конкретной и новой медико-социальной меры, способной помочь страдающим от никотиновой зависимости, законопроектом не предусмотрено.

К примеру, в статье 17, которая называется «Осуществление медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости» о сути этой помощи сказано только то, что она «осуществляется в соответствии со стандартами и порядком, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения». Троекратное употребление слов с корнем «сущ» ни на йоту не проясняет сущности вопроса о стандартах и порядке этой самой помощи. Ясно только то, что они остаются прежними. То есть практически никакими. Кто не верит, может попытаться ею воспользоваться. Скажем, в районной поликлинике. Там ему в понятной форме разъяснят, куда ему за ней проследовать.

Социальная компонента защиты здоровья тоже не блещет оригинальностью. Кроме предложения о размещении на упаковках графических изображений, как это делается в некоторых странах Центральной Америки и Азии, предлагается ввести запрет упоминания и демонстрации потребления табака во всех вновь создаваемых произведениях. К которым с легкостью отнесены… хроникальные программы. Значит, демонстрация, скажем, кинохроники, где солдат Великой войны закуривает на ступенях поверженного Рейхстага, тоже теперь вредна для здоровья нации. Провокационно, что и требовалось. Ведь авторам проекта на руку, чтобы до истинных мотивов законотворческой инициативы дело не дошло.

И не только до самых сокровенных, а даже до откровенно мелочных. Вот, скажем, к медико-социальному блоку можно условно отнести предусмотренные 23-й статьей мониторинг и оценку эффективности мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака. Эта статья гораздо обширнее, нежели та, что касается помощи курильщикам. Которые, как статистически достоверно известно, в большинстве своем мечтают избавиться от своей привычки, поскольку давно и в полной мере информированы обо всех аспектах ее вреда. Так вот, невзирая на этот очевидный факт, законодатели предлагают тратить деньги налогоплательщиков на… проведение научных исследований последствий потребления табака. Отраслевая наука умеет много гитик — за деньги можно перепроверить и открытие Коперника. И потом организовать и проплатить его PR.

Кстати, о деньгах и пиаре. За одну PR-кампанию — «Пропаганда здорового образа жизни и отказа от курения» — в 2010 году было уплачено 23,7 млн рублей. Ведомством, ее проводившим, был почему-то… Минспорттуризм. А вообще вся статья, посвященная мониторингу и оценке, сводится к одному из ее пунктов. А именно: «подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». Ну как же написать отчет для всемирно прославленных бюрократов из ВОЗ без солидных научных изысканий и пиар-поддержки?

Суть — в песок

Намеренная беспомощность медико-социальной части выдвинутого якобы Минздравсоцразвития законопроекта — это зримое отражение страусиной политики истинных его вдохновителей. Только в песок они прячут не собственные головы, за которые, видимо, не боятся, а истинные цели и задачи проекта, к здоровью наших сограждан отношения не имеющие.

Как это делает никуда не прячущийся, а, напротив, всячески подчеркивающий свою роль в подготовке этого документа и уже упоминавшийся председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Почему он так тщательно подчеркивает пользу предлагаемых им запретительных мер для пополнения бюджета? Потому что старается скрыть тот совсем не бюджетный интерес, который связан с переделом табачного рынка.

Ведь, кроме прочего, законопроект запрещает торговлю табачными изделиями в помещениях, площадь которых составляет менее 50 квадратных метров. Сейчас в таких заведениях продается 75% табака, общий объем рынка которого оценивается в 15 млрд долларов в год. Авторы документа предлагают перенести эти три четверти в супермаркеты, а акцизы на табак увеличить до 50%. Последнее, по мнению экспертов, приведет к росту стоимости сигарет минимум в три раза.

Г-н Янин в одном из своих интервью сообщил, что все задуманное обеспечит бюджету России порядка 700 млрд рублей. И это после того, как правительство только за месяц до этого утвердило стратегию роста акцизных ставок на табак. И хотя изначально хотели акцизы увеличить на 60% в 2012-м и на 100% в 2013 году, в результате сошлись на 40 и 40% соответственно. Минздравсоцразвития принимало в выработке этого решения участие. Что вдруг, под влиянием Янина одумались?

Куда более вероятным представляется другой мотив. Инициаторов проекта беспокоит не державный интерес, а, очевидно, общий интерес с крупными сетевыми магазинами, на долю которых до сих пор приходилось всего 8% табачного рынка в денежном выражении. При этом, по мысли авторов законопроекта, сигареты в супермаркетах нужно будет продавать без выкладки и демонстрации. Только с отдельных прилавков и только очень странным образом. А именно так, что «информация о табачных изделиях, предлагаемых для розничной продажи, доводится продавцом табачных изделий до сведения потребителей посредством прейскурантов на табачные изделия, которые предоставляются продавцом табачных изделий потребителям по их просьбе». Иначе как торговлей из-под прилавка это не назовешь. Кто и как сможет контролировать такого рода деятельность — вопрос риторический. И вряд ли продавцы будут интересоваться возрастом покупателя усерднее, чем раньше. А вот то, что сигареты в таких условиях станут покупать блоками, гарантировано. Как гарантированы и расширенные возможности давления крупного ретейла на производителя — если уж прейскурант становится достоянием продавца и судьба того или иного бренда оказывается в тех же руках.

Не просто деньги

Если бы речь шла только о попытке законодательного передела табачного рынка и его прибылей, это был бы вопрос антимонопольного ведомства. Но, к сожалению, дело не только в деньгах. Такой способ заставить страну, где порядка 40% взрослого населения — курильщики, платить за свое труднопреодолимое пристрастие больше, чем это возможно, несомненно пагубно скажется как на криминогенной, так и на социальной ситуации в целом.

Начнем с криминогенной. Совершенно очевидно, что предложенные меры немало поспособствуют расширению табачной контрабанды. Она имеет место и сейчас. Незаконной трансграничной перевозкой табака занимаются как наши сограждане, так и граждане Польши и Литвы. Но пока контрабандные сигареты шли через Россию транзитом и предназначались для рынков стран Евросоюза. По экспертным оценкам, объем прибыли от табачной контрабанды составляет 10 млрд евро в год.

По прибыльности с нею может сравниться лишь торговля наркотиками и оружием. Причем, что особенно опасно, прибыль от реализации табачных контрабандных схем часто идет на финансирование затратных и еще более преступных проектов. Так, выручка от контрабанды табака в Ирландию покрывала расходы на вооружение и содержание боевых формирований экстремистской Ирландской республиканской армии. При этом уже стало аксиомой, что рост контрабанды прямо связан с налогами на табак. Например, в Германии, где в период с 2001 по 2006 год налог поднимался в шесть раз, потребление контрабандных сигарет выросло с 10 до 21%. А в Великобритании 40% табачных изделий приобретаются на черном рынке. Игнорировать этот опыт, равно как и покупательную способность российских курильщиков, невозможно.

Тем не менее законопроектом предусмотрены такие темпы увеличения налоговых ставок акцизов, которые должны превышать прогнозируемый уровень инфляции. Кроме того, там прописано и ежегодное увеличение розничных цен на табачные изделия, превышающее индекс цен на продовольственные товары. При таких условиях практически невозможно избежать превращения России из страны транзита табачной контрабанды в основной рынок ее сбыта.

В обмен на обещанные бюджету дополнительные доходы и нерекламируемые, но неизбежные повышения табачных оборотов крупного ретейла мы получим не сокращение числа курильщиков, а криминальную эскалацию. Уже сейчас противостояние пограничников и таможенников контрабандистам превращается в настоящие боестолкновения. Со стрельбой, погонями и вкопанными в землю металлическими штырями, которые прокалывают шины моторизированных патрулей. Что будет, когда рынок сбыта табачной контрабанды переместится в Россию и им серьезно займутся международные ОПГ? Дойдет ли тогда дело до войсковых операций и нападений на погранзаставы, до расставления на пути пограничников «растяжек» и прыгающих мин? Не слишком ли сильными могут получиться побочные эффекты той никотиновой недостаточности, которую хотят организовать миллионам курильщиков излишне рьяные и неприкрыто небескорыстные законотворцы.

Еще одна грань криминализации — это коррупционная составляющая. Если даже в больших городах в стенах супермаркетов табак будет продаваться из-под прилавка, кто сможет поручиться, что та или иная точка крупной сети не соблазнится за солидное вознаграждение вбросом под этот самый прилавок контрабанды? Или хорошо проплаченным блокированием товара какой-нибудь из конкурирующих между собой табачных компаний.

Масштабы разрастания коррупции на местах тоже нетрудно предугадать. Этот процесс прямо-таки заложен в законопроекте. Статья 7, посвященная полномочиям субъектов Российской Федерации, в частности, предусматривает установление запретов на курение табака в местах и помещениях, запрет на курение табака в которых не предусмотрен настоящим федеральным законом. Например, пожелает субъект Российской Федерации запретить курение на территориях массового отдыха. Для их владельцев цена такого пожелания будет высока. И что, если они, в свою очередь, пожелают заплатить, чтобы «решить вопрос»?

Или статья 8, где говорится о полномочиях органов местного самоуправления. Ее первый пункт предусматривает установление муниципальными правовыми актами представительных органов сельских поселений и представительных органов муниципальных районов размера площади и типа торговых объектов, в которых допускается розничная продажа табачных изделий. Представляете, какие открываются коррупционные возможности?

Читать дальше

© Дмитрий Фролов, «Журнал «Однако» (№35 (99) от 17.10.2011)

★★

Проект закона одобряю, годное. Если еще исполнять будут как следует (что сомнительно), вообще замечательно

lirq
()
Ответ на: комментарий от Rastafarra

>хоть кто-то асилил?

слабые оправдания испугавшегося закона курильщика с оттенком паранойи и теорий заговора

lirq
()

А можно в одном-двух предложениях изложить? Для совсем Ъ?

Ну нельзя же на ночь глядя столько умного текста постить!

zgen ★★★★★
()

автор может, и параноик, но во многом он прав.

хотя, мне это всё как-то фиолетово. бросаю курить потому что

Satan_Klaus ★★
()
Ответ на: комментарий от Satan_Klaus

Где? Я просто предложил метод, чтобы рядом с некурящими людьми никто не курил. Если ты предложишь что-то эффективней запрета курения в общественных местах, то рад послушать.

Shtsh ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shtsh

>Где? Я просто предложил метод, чтобы рядом с некурящими людьми никто не курил. Если ты предложишь что-то эффективней запрета курения в общественных местах, то рад послушать.

так бы и написал. а в общественных местах, типа улиц, можно оборудовать специальные места для курения. кое-где такое есть, не в РФ, ессно. и даже работает - зажопят с сигаретой в неположенном месте - лютый штраф.

Satan_Klaus ★★
()

Из всего перечисленного единственная реальная проблема - фактическая преференция для крупных магазинов. Если курение вредно, запрещайте продажу курева. Если нет - не запрещайте. Но так имеется риск угробить малую торговлю, как это произошло у нас.

Deleted
()

tl;dr Вы таки негодуете, что не сможете курить как все в подъездах и придётся воспользоваться лифтом дабы доехать аж до 1го этажа?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от zgen

>А можно в одном-двух предложениях изложить? Для совсем Ъ?

Ключевые слова: хана малому бизнесу, профит супермаркетам, торговля из-под прилавка, контрабанда, криминал, откаты, взятки.

kernelpanic ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kernelpanic

хана малому бизнесу, профит супермаркетам

Это разве не естественный процесс? Не могут маленькие магазинчики конкурировать с супермаркетами, что уж тут поделаешь.

Ok
()
Ответ на: комментарий от Ok

В статье указано, что в мелких магазинчиках продается 75% сигарет, а в супермаркетах - 8%. На данном поприще вполне себе конкурируют, а предлагаемый закон просто запрещает табачные лавки.

kernelpanic ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Ok

>Не могут маленькие магазинчики конкурировать с супермаркетами, что уж тут поделаешь.

Еще как могут и еще как должны. В специализированных маленьких магазинчиках (будь то чай, табак, etc) товар куда лучше и разнообразнее, чем в супермаркетах.

Solace ★★
()
Ответ на: комментарий от zgen

> Для совсем Ъ?

- Вода, вода, вода.
- Если какие-то законы принимаются, то идёт передел рынка (это я читаю всегда по любому поводу, впрочем, наверное, это так)
- Ужесточать нельзя, потому что это приведёт к росту преступности, а именно, к увеличению доли контрабанды. Вот это я тоже никогда понять не могу, будь то разговоры про алкоголь, проституцию, наркотики или что угодно ещё. Можно подумать, если всё разрешить, то преступность сразу почему-то упадёт.

SOmni ★★
()

Не читал («многабукаф, ниасилил»), но осуждаю.

В общем, при такой скотской политике надо бросать курить табак и заводить себе конопляную плантацию…

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()

Всё правильно сделали

Хороший законопроект, одобряю.

RussianNeuroMancer ★★★★★
()

tl/dr
Кто-нибудь может вкратце описать, в чём суть законопроекта?

Ramen ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shtsh

> надеюсь, что всех курильщиков изолируют от нормальных людей

а заодно запретят линуксы потому что они мешают продажам венды, ага

Karapuz ★★★★★
()

Тебе мешают сдохнуть от последствий курения? Не надо писать об это на форуме о Linux.

Alve ★★★★★
()

Когда твои жены враз забеременеют, то они сразу бросят курить (инфа 99%). Вот смеху то будет, когда они зараз выгонят тебя из дома вместе с твоим куревом.

ansky ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Karapuz

Скорее, запретят винду, так как она мешает продажам маков

Shtsh ★★★★
()

Не, это заговор производителей электронных сигарет.

А вообще, большинство курильщиков - эгоистичные, бескультурные свиньи, страдающие от жесткой физиологической и психологической зависимости.

Macil ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Satan_Klaus

Таки в РФ. В Сочи в частности. Везде агитация, страшные картинки и знаки повелевающие не отравлять атмосферу, людей и котят. Кажись, даже штрафы есть

SevikL ★★★★★
()

Предлагаю запретить оборот тбака везде кроме аптек. В аптеках - строго по рецепту врача и в строго заданных количествах на месяц. Всех курильщиков поставить на учёт, по которому и отслеживать потребление табака. Цены на табак задрать раза в 4.

И да - ещё предлагаю забанить извращенца filosof'а.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Rastafarra

Rastafarra> хоть кто-то асилил?

Да тут и осиливать не надо. filosof боится «страшных картинок на пачках сигарет». В результате своей психической неполноценности он начинает раздувать из этого проблему вселенского масштаба.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shtsh

Shtsh> Если ты предложишь что-то эффективней запрета курения в общественных местах, то рад послушать.

Будки для курения + полицейские. Куришь в общественном месте вне будки для курения - штраф. 10% с него дополнительно в зарплату полицейскому.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kernelpanic

В крупных магазинах контролировать сбыт табака намного проще. Детям так просто не продадут его. Так что для лиц, которые не достигли 18 лет, это будет серьёзным затруднением в покупке табака. Этот закон, правда, может ударить по специальным магазинчикам, которые специализируются на курительных принадлежностях.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ansky

Ну... Судя по тому, что он пишет, его «жёны» враз скуривают по пачке-другой сигарет в день. Поэтому кроме как уродов и дегенератов они родить больше не в состоянии.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

>В крупных магазинах контролировать сбыт табака намного проще.
Угу. Проще запретить.

Этот закон, правда, может ударить по специальным магазинчикам, которые специализируются на курительных принадлежностях.

Ударит, ибо немногие из них занимают площадь больше 50 кв. м.

kernelpanic ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Ну уж неправда, Алёна(1-ая фактическая жена) от 5 до 30 сигарет в день, но от неё у меня никаких детей уж точно не будет, ибо родить здорового ребёнка, да и ещё без последствий для неё она точно не в состоянии. Аня(2-ая фактическая жена) курит от 1 до 7 сигарет в день.

filosof ★★
() автор топика

>Читать дальше

ты издеваешься?

registrant ★★★★★
()

Товарищ правильно говорит про медицинское лобби. Но эта же логика вызывает естественный интерес - нет ли в его доходах чего-нибудь от Филипа Морриса и Ко... Как всегда, вспоминается бессмертное произведение «Спасибо за курение».

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Всех курильщиков поставить на учёт

Сообщи о своих соседях в ФСБ, пока они не сообщили о тебе.

Xenesz ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.